Главная arrow Статьи arrow История города arrow Орша - взгляд в прошлое
Орша - взгляд в прошлое Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ян Юр'евіч Машарскі   
22.08.2008


Особенно интересны находки предметов воинского вооружения и снаряжения всадника - стрелы, наконечники копий, детали сабель, стремена, фрагменты шпор. В 1856 г. во время строительных работ на детинце Орши (по другим сведениям, при ремонте одного из монастырских зданий) найдена кольчуга со старославянскими надписями, ставшая уникальным экспонатом Государственного исторического музея в Москве…
Облегчённая кольчуга - полубайдан (полубаданье), найденная в Орше, весит около 13 кг. Собрана она из плоских железных колец, вырубленных из листа толщиной 1 мм, диаметр колец 17 мм, ширина обода кольца около 3 мм. Особенно интересно, что на плоской части колец шрифтом 16 в. нанесены надписи-заклинания: "Мати божия буди с нами", "Бог с нами никто же на ны". Примечательно, что среди надписей было и имя владельца кольчуги: "Ивана Грьевича Выроткова".
Предполагается, что кольчуга Ивана Выроткова попала в Оршу среди многочисленных трофеев, когда на реке Улле гетман Радзивилл разгромил русское войско князя Петра Шуйского, в состав которого входил и отряд воеводы Ивана Выроткова…
Вероятно, с самых давних времён возле древнего детинца существовала в Орше пристань на Днепре. Связи с далёкими и близкими землями по рекам играли важную роль в жизни города во все времена его истории. И не случайно, что один из древних гербов Орши представляет собой изображение пяти стрел на голубом фоне, - они, вероятно, символизируют пять водных путей, которые сходятся у города: в двух направлениях по Днепру, и по его притокам - рекам Оршица, Адров, Леща. Центральная стрела герба обращена остриём вниз, что может указывать на стремительность движения с севера на юг, - по генеральному направлению течения Днепра. И ориентация других стрел соответствует направлению и количеству притоков к главной "стреле". По сути, этот герб является своеобразной картой, гидрографической схемой края. Может быть, принятие такого герба в 1781 г. обусловлено осмыслением роли географической особенности Оршанщины. Кроме того, расположение стрел в виде круга, или колеса указывает на цикличность, непрерывность, вечность движения… Дорога к пристани проходила с юго-западной стороны городища. Речное сообщение играло немалую роль в жизни города во все времена его истории. Использовалось при этом несколько видов речных судов. Самыми крупными из них являлись здесь так называемые барки, - их длина достигала 50 м, ширина около 15 м. На них не ставились паруса, отсутствовали какие-либо помещения, а использовались они главным образом для сплавного судоходства. Обычно после доставки груза, а им чаще всего был лес с верховьев Днепра, барка продавалась вместе с ним в качестве того же лесоматериала. Несколько меньшие размеры имели берлины, - длиной 30-45 м, шириной 5-9 м. Эти суда, в отличие от барок, покрывались двухскатной крышей, имели каюты, отдельные помещения для обслуживающей команды и грузов. На берлинах использовались от двух до четырёх парусов. Ещё меньшими суднами, но значительно более распространёнными на Днепре, являлись гиляры, дубы и лайбы. Последние представляли собой большую лодку длиной 15-25 м, шириной 3-8 м с небольшими помещениями для команды.
По Днепру отправляли на продажу и большую часть знаменитой местной извести ("вапны"), производством которой славилась Орша в 19 в. (оршанцев долгое время даже называли "вапенниками").
В 19 в., кроме грузовых, на пристани можно было видеть и небольшие пассажирские пароходы, регулярные рейсы между Могилевом и Оршей (а во время разливов реки и до Дубровно) они начали совершать с 1881 г. Пассажирские пароходы у оршанской пристани были излюбленным сюжетом фотомастеров, снимавших для издания почтовых открыток.
Мощные буксиры с баржами ходили по Днепру до самого Кобылякского порога (находится выше города, у дд. Приднепровье и Пашино) и в начале 60-х годов 20 в., их грузом был песок и гравий для производства строительных материалов. В начале 20 в. была в Орше и вторая пристань, - грузовая, на правом берегу Днепра в районе нынешней центральной площади. Спуск к ней проходил по теперь заросшему кустарником и наполовину засыпанному оврагу, - бывшему продолжению улицы Пионерской. До середины 80-х годов эта прибрежная часть улицы Пионерской была вымощена булыжником.
Историки, художники, краеведы, путешественники, знакомясь с Оршей, обычно любовались городской панорамой с высоты правого берега Оршицы. Отсюда в 1802 г. петербургский академик, коллежский советник В. Севергин увидел Оршу как "неправильный город со многими худыми деревянными строениями. Каменные строения суть почти только одни казённые дома. Река Днепр протекает подле самой Орши, а речка Ршица течёт по середине города…" В записях В. Севергина есть сведения и о населении тогдашнего города: "Жители сущь поляки, а служащие россиане: но жиды составляли и здесь главных промышленников".



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
 
 
 
 
Авторизация
Наш опрос
Kaktoozzpromogroup
Вы хотите, чтобы в городе была организована вечеринка в уютном помещении с актуальной электронной музыкой, адекватной программой и лучшим в городе барменом?
Кто online
Нет пользователей online
Последние комментарии
Последние обсуждения
  1. Баннеры (Ян Юр'евіч Машарскі)
  2. В ответ на: "Купа"-что это такое? (Ян Юр'евіч Машарскі)
  3. "Купа"-что это такое? (Guest)
Пожертвования сайту

Webmoney Yandex
Powered by Adeptus Donate



Информационный партнёр
Реклама
Каталог белорусских сайтов





  Лучшие сайты беларуси -



Rating All.BY
 
 
 
 
 
 
Designed by Yan Masharski © 2007